Главная / Страны / Европа / Венгрия
 

Заявка на подбор тура

 

Религия в Венгрии

Наиболее распространённым религиозным направлением в Венгрии является католицизм, католиками по данным общенациональной переписи 2001 года считают себя 5`558`901 человек или 54,5 % общего населения страны. Большинство венгерского католического населения принадлежит к латинскому обряду, к грекокатоликам себя причислило 268`935 человек (2,6 % населения).

Вторая по распространённости религия - протестантизм (главным образом, кальвинизм). Протестанты насчитывают 19,5 % населения страны.

Среди религиозных меньшинств — православные (главным образом, этнические сербы, румыны, украинцы и русины), иудеи, мусульмане и др. Число последователей религий, не относящихся к католичеству и протестантству не превышает в сумме 0,5%. Число атеистов и агностиков, согласно данным переписи, 1 483 369 человек (14,5 %). Около 10% граждан Венгрии отказалось отвечать на вопрос о религиозной принадлежности.

Католическая церковь в стране включает в себя 4 архиепархии-митрополии и 9 епархий (одна из них византийского обряда). Примас Венгрии возглавляет архиепархию-митрополию Эстергом-Будапешт. В настоящее время титул примаса Венгрии принадлежит кардиналу Петеру Эрдё. В Венгрии организован военный ординариат, предназначенный для окормления военнослужащих-католиков (14 священников). Аббатство Паннонхалма имеет статус независимого территориального аббатства. Венгерская грекокатолическая церковь состоит из двух независимых структур — епархии Хайдудорога, которая суффраганна по отношению к митрополии Эстергом-Будапешт и самостоятельного апостольского экзархата Мишкольц. В стране существует также небольшая община армян-католиков.

Протестантизм по историческим причинам распространён на востоке страны (особенно в районе Дебрецена), где является наиболее многочисленной религией. Более 90% венгерских протестантов - кальвинисты, есть также лютеране, баптисты и др.

Венгерские народные обычаи, традиции, связанные с Рождеством

Рождество предваряет целый ряд праздников именуемых, как зимний или рождественский цикл. Адвент – это время ожиданий, сборов, приготовлений к Рождеству Христову. В последние годы и в Венгрии получил распространение прекрасный обычай – вывешивать адвентийский венок с четырьмя фиолетовыми свечами, как символ четырёх воскресных дней оставшихся до Рождества. В каждое воскресенье Адвента на венке зажигают на одну свечу больше, символизируя приближение большого праздника. Этим благоговейным ожиданием проникнуты григорианские песнопения.

Рождество берёт свои истоки из глубины веков, из языческих культов, связанных с зимним солнцеворотом, с обожествлением солнца. У древних римлян начало года совпадало с празднованием «календы януарія». К ним-то христианская церковь и отнесла Рождество Христово. При этом, однако, семейный характер древнеримского праздника, с обычаем преподносить подарки, сохранился и жив до сих пор. В европейских языках осталось и понятие «календы». От него в венгерском и русском языках происходит слово – календарь, а также, колядки, колядование – обрядовые песни, исполняемые в ночь под Рождество.

Дни зимнего солнцестояние – это пора народных гуляний, игр и представлений. И, прежде всего, в сельской местности. Ведь жизнь крестьянского рода, общины, была тесно связана с природными циклами. Образ упорядоченной вселенной определял весь жизненный уклад деревни и мировоззрение её обитателей, что нашло отражение в многочисленных обрядах, обычаях и приметах. Плодородие земли, обильный урожай и приплод скота, вечные заботы рачительного хозяина. Но в эту пору стихают напряжённые полевые работы, и больше времени остаётся для накопления сил, духовного обновления, соблюдения древних обрядов. Начало праздничного периода, как правило, отсчитывают от 30 ноября – Андреева дня.

Он известен в Венгрии как день предсказаний, гаданий на суженого, заговоров-присушек. Считается, что если в этот день девушка попостится, а на ночь положит себе под голову предмет мужской одежды, то ей привидится во сне её будущий супруг. Тогда же начинается и забой свиней, и пиршество по этому случаю – говорят «поминки по свинье», на которое охотно заглядывают колядующие.

Знаменательная дата и 4 декабря – Варварин день. Святая Борбала в Венгрии считается покровительницей горняков, пожарных, щёточников и представителей других профессий. В шахтёрских посёлках, после 40-летнего запрета, возродили традицию празднично отмечать этот день, с музыкой, играми, представлениями. В деревнях, на юго-западе Задунайского края, рано утром под окнами детишки распевают песенки о младенце Иисусе. Девицы на выданье ставят в воду ветки фруктовых деревьев, если они к Рождеству зацветут, то ждать ей в будущем году сватов.

В день Святого Николая, 6 декабря, дети поют песенку и ждут венгерского Деда Мороза – Микулаша. В сапожках, которые взрослые выставляют вечером на подаконник, дети утром обнаруживают подарки, чаще всего шоколадные фигурки Микулаша. Подарки приносит и сам Микулаш с белой бородой, одетый в красную шубу – как и положено, быть Деду Морозу. Но сопровождает его не Снегурочка, а чертёнок Крампус. Гремя цепью, он грозит шалунам розгами. Видимо имя Микулаш, и сам обычай, пришли в Венгрию из Чехии и Словакии.

День Святой Лукерьи, 13 декабря, был самым коротким днём в году до календарной реформы в 1582 года, проведённой Папой Григорием XIII. Не случайно в народе бытует множество примет и традиций, связанных с этим днём. Само имя – Лукерья, по-венгерски – Луца, в переводе с латыни означает «свет». В этот день приступали к изготовлению «Луцина трона», выбирая девять пород деревьев.

Мастерили его не спеша, каждый день, пополняя новой деталью, но так, что бы он был готов как раз к сочельнику. Что касается неспешной, нерасторопной работы, то в народе так и говорят: «Дело делается, как Луцин трон». В дни Варвары и Лукерьи для женщин существуют строгие запреты: им недозволенно ни стирать, ни ткать, ни прясть, ни, тем более, шить. Согласно примете, нарушишь запрет, и куры нестись не будут, даже к соседям в этот день неприятно заглядывать, а то ненароком унесёшь у них из дому удачу.

Ну, как здесь не вспомнить о венгерском обычае «котёлаш», который распространён в Задунайском крае?! Рано по утру, парни с громким кудахтаньем отправляются по дворам, и, присаживаясь на порог дома, или на чурбак, читают его хозяевам незатейливые стишки с пожеланиями обильного урожая, здоровья и достатка. В Луцин день пытаются предугадать и виды на урожай, высевая в небольшой посудине семена пшеницы.

Даст крепкие всходы – жди богатого урожая, а не проклюнется зерно – быть недороду. Блюда с хорошими всходами ставят под рождественскую ёлку, и после праздника вскармливают их скотине. А на погоду гадают так! Двенадцать посоленных луковиц, символизирующих 12 месяцев года, кладут на тарелку. Те, которые до Рождества высохнут – обещают засуху, а те, что сохранили в себе влагу – сулят дожди.

Заявка на подбор тура
Заполните приведённую ниже форму:
Город*
 
 
Офис*
 
Страна*
 
Ваше имя*
 
Телефон*
 
E-mail*
 
Ваши пожелания