Едем в Звенигород!

Звенигород является одним из древнейших городов Московской области. Он расположен на высоком левом берегу красавицы Москвы-реки и богат красивейшими соборами, усадьбами и музеями. А его восхитительные пейзажи во все времена вдохновляли художников, музыкантов и поэтов.

Как добраться до Звенигорода

Звенигород расположен в 56 километрах от Москвы по юго-западному направлению. Добраться до него можно на автомобиле по трассе M1 Минского шоссе, электричкой с Белорусского воказала, которая останавливается на станции Звенигород, автобусом со станции метро Кунцевская.

Интересные факты о городе

Предположительно название города Звенигород происходит от слова «звон». В древности при приближении врага звонили во все колокола и потому исследователи предполагают, что именно с этим и связано имя города «Звенигород». Интересный факт! В XI-XII веках города с таким именем существовали на территории древней Руси в Галицкой и Киевской областях.

История Звенигорода

Звенигород был основан Юрием Долгоруким около 1152 года, и впервые упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1328 году. Многие столетия город служил крепостью, охранявшей подступы к западным границам Московской земли. В XIII в город пришла беда. Звенигород, как и многие другие города русской земли, был разграблен Ханом Батыем. Но уже в XIV-XVI веках стал настоящим сторожевым городом Руси, несмотря на многочисленные набеги войск татаро-монгольского хана Тохтамыша. Даже значительные разрушения не могли сломить этот славный город. После каждого боя он вновь и вновь возрождался.

А в 1489 году Звенигород достиг самой высокой точки своего процветания. В это время город был обнесен мощными оборонительными валами и крепкими дубовыми стенами с башнями. Земляные валы были укреплены деревянными сооружениями и выложены более чем 500 000 булыжных камней, а также имели огромный подъемный мост. Холмистая местность Звенигорода обозначила его формирование в виде внутренней крепости, расположенной непосредственно на холме, и посадских торгово-ремесленных слобод, расположенных у подножия. Таким образом город во все свои времена развивался на основании Верхнего и Нижнего посадов. С 1781 город становится уездным и до 1917 года занимался в основном торговым промыслом.

Достопримечательности Звенигорода

Саввино-Сторожевский монастырь

Саввино-Сторожевский монастырь - потрясающий памятник архитектуры. В нем расположены Рождественский собор, трапезная, дворец царя Алексея Михайловича, царицыны палаты, Троицкая церковь. В художественном исполнении он во многом повторяет Троице-Сергиеву Лавру в Сергиевом Посаде.

Монастырь был знаменит своими певучими колокольными звонами. А в 1667 году был отлит Благовестный колокол весом в 2125 пудов, звон которого был слышен даже в Москве. Архитектурный ансамбль монастыря является одним из лучших сооружений XV-XIX веков.

В Саввино-Сторожевский монастырь приезжали многие знаменитые художники: В.И. Суриков, И.Е. Репин, И.Н. Крамской. В 1886 году в окрестностях Звенигорода жил Левитан, написавший знаменитые картины «Звенигород», «Разводня», «Прудик», «Тихая обитель», «Золотая осень». Существует мнение, что именно у стен монастыря Левитан задумал одну из своих лучших картин «Вечерниц звон», неповторимо передающую настроение природы и красоту монастырского ансамбля.

Рождественский собор имеет древнюю алтарную преграду, на которой в 1913 году были обнаружены фрагменты фресок XV века. Исследователи предполагают, что школа письма принадлежит ученикам Андрея Рублева. В 60-е годы XX века художник-реставратор Д.Е. Брягин занимался укреплением фресок собора.

Троицкая церковь, основанная в 1652 году выполнена в нарядной, праздничной красно-белой архитектуре. Она была значительно перестроена от первоначального варианта. Сейчас в ней расположены некоторые музейные экспонаты.

Рядом с Троицкой церковью находятся палаты Марии Милославской. Это образец истинной русской архитектуры XVII века. Палаты украшены шатровым крыльцом с толстыми колоннами, но к сожалению были утрачены уникальные изразцовые царские печи. Только некоторые элементы изразцов можно увидеть сейчас в коллекции музея.

Царский дворец Алексея Михайловича, построенный в 1650-1652 годах, неплохо сохранился до наших дней. Это огромное богато декорированное здание с 11 -ю комнатами, обладающее прекрасным убранством и архитектурой.

Трапезная монастыря впечатляет своей площадью в 500 квадратных метров, столовой палатой с круглыми окнами, похожей на Грановитую палату в Москве. Трапезная имеет четыре этажа, и особенность, что уже в XVII веке в ее окна были вставлены стекла, а не слюда, а также проведено отопление. Рядом с трапезной находится ледник и колодец.

Саввино-Сторожевский монастырь был основан примерно в 1405 году преподобным игуменом Саввой, учеником и сподвижником святого Сергия Радонежского. Зодчий монастыря, Иван Шарутин, был известным мастером каменных дел, участвовавшим в постройке Теремного дворца Московского Кремля. С момента своей постройки монастырь был любимым местом царской династии Романовых. Его даже называли «комнатный государев монастырь» и «государево богомолье».

Монастырь расположен в одном километре от Городка и в 4 километрах от железнодорожной станции «Звенигород» на горе Стороже. На этой горе были возведены наблюдательные пункты «сторожа» и отлично просматривались все дороги, идущие к городу.

В 1650 году царь Алексей Михайлович «Тишайший» имел в городе царскую резиденция и начал постройку городской крепости. Стены толщиной 2,5 метра, башни и бойницы были построены в течении четырех лет московскими мастерами Никитой Бобрыкиным и Андреем Шаховым, а также крестьянами, которых насчитывалось на строительстве более тысячи человек. К строительству крепости также привлекались каменщики из Суздаля, Дмитрова и Белозерска, кирпичных дел мастера и плотники из Костромы и Владимира, дворцовые крестьяне из Можайска и Галича. Таким образом, монастырь стал крупнейшим форпостом древней Руси и имел высокое стратегическое значение.

Рядом с монастырем располагалась Стрелецкая слобода, в которой размещался гарнизон из 200-300 стрельцов. Таким образом до 1667 года монастырь был сторожем русских земель и утратил свое значение только после присоединения к Москве Смоленска и его земель.

В 1652 году были обретены мощи преподобного Саввы, которые поместили в Рождественский Собор и открыли к ним доступ для богомольцев. Царь Алексей Михайлович всячески обустраивал монастырь. Так, появились Троицкая церковь и Савинский придел. В 1650-1652 годах для царицы Марии Милославской были выстроены отдельные двухэтажные палаты с большими окнами, расписными наличниками, широким крыльцом и порталами. Во времена царя Алексея Михайловича монастырь имел также и политическое значение, так как подчинялся напрямую верховному органу управления Русью - Тайному Приказу, и даже именовался Лаврой.

После того, как монастырь утратил значение в качестве сторожевого пункта, стрельцы утратили свое прежнее значение и теперь только охраняли царя во время его визитов в резиденцию. А военные пушки палили в дни именин царя и царицы. В 1682 году цари Иван и Петр Алексеевичи с сестрой Софьей укрывались в монастыре во время Стрелецкого бунта. А в 1699 году здесь содержали под стражей стрельцов, потерпевших поражение при Новом Иерусалиме. В 1812 году монастырь вновь переживал потрясение от вошедших французов. Они увезли из монастыря многие ценности.

После 1917 года монастырь был закрыт, были уничтожены монастырский некрополь и колокольня. В 1919 году в здании крепости и Рождественского собора был открыт Историко-архитектурный музей с экпозициями предметов Звенигородской земли. В числе первых коллекций были предметы из усадеб Введенское, Большие Вяземы, Ершово, Ильинское, Поречье, собрания скульптур, фарфора, картин, мебели, оружия.

Но к сожалению, отношение властей к музею было отрицательным, и хотя его не закрывали, но должного сохранения музейных ценностей не было. Так, после 1939 года музей потерял свое первое собрание в подвальных помещениях монастыря. В 1944 году началось возрождение музея. Он получил статус краеведческого музея, и в нем стали собираться предметы найденные при археологических раскопках Звенигорода и окрестностей. Таким образом, в коллекцию музея вошли изделия народных промыслов, книги, фотографии, редкие рукописи, картины, монеты

Сенная площадь и Успенский собор

Сенная площадь является центром современного города, а историческое поселение «Городок» расположено на крутом холме, с которого открывается вся панорама Звенигорода и его окрестностей. Среди всей этой красоты белеет Успенский Собор. Белокаменный одноглавый Успенский собор был воздвигнут в XIV-XV веках в стиле раннемосковского зодчества. Внутренние росписи собора сохранили элементы фресок, созданных Андреем Рублевым, и хотя богатству внутренней отделки он уступает другим русским соборам, но его архитектуру сравнивают с изысканным Дмитриевским собором Владимира и грациозной церковью Покрова-на-Нерли.

А многие историки, искусствоведы и исследователи говорят , что это один из лучших архитектурных памятников XIV-XV веков. Искусные московские мастера создали этот уникальный памятник легким, парящим в виде квадрата с закругленными выступами (аспидами), а кладка стен выполнена по технологии возведения соборов в XII веке, когда все изьяны и зазоры заполнялись полностью известковым раствором.

Издалека храм кажется небольшим, но при приближении производит впечатление внушительности и мощи. Это обусловлено тем, что проемы внутри окон кверху сужаются и устремляются вверх, а камни самого здания по высоте больше, чем по ширине. Особенно поразительное впечатление оставляет собор при входе внутрь. Роспись внутренних стен содержит геометрические и растительные орнаменты, а также фрески XV веков. Знаменитый художник Грабарь писал: «Собор на Городке - это не только самый совершенный храм, созданный на Руси, но и один из величайших памятников мирового искусства».

В 1918 году в соборе были обнаружены три большие иконы с образом Спаса Нерукотворного, апостола Павла и архангела Михаила - высочайшего качества иконописи, который еще называется «Звенигородский чин». Примечательно, что Третьяковская галерея хранит в своей сокровищнице знаменитые звенигородские иконы, написанные Андреем Рублевым. А история русского национального зодчества XV-XVI веков началась именно с этого храма. На западе от Успенского собора расположена звонница XIX века с куполообразной кровлей. Это необычное здание выполнено в традиционной архитектуре того времени.

Писательские места А.П.Чехова

Звенигород хранит у себя места, связанные с великим русским писателем Антоном Павловичем Чеховым, который работал здесь в местной земской больнице и проживал неподалеку. Многие свои рассказы Чехов написал именно благодаря воспоминаниям, основанных на практике, которую он приобрел здесь. Накануне своей свадьбы с Ольгой Книппер, Чехов писал: « В Звенигороде в самом деле хорошо, я работал там в больнице когда-то. Из церкви укатить бы не домой, а прямо в Звенигород! Или повенчаться там».

Сейчас городская Звенигородская больница носит имя Чехова, а в парке, окружающем ее, есть аллея, в которой любил отдыхать писатель. Здесь он посадил несколько лиственниц, которые растут и сегодня, а сама аллея отгорожена и имеет памятный указатель о писателе. Во дворе больницы установлен бронзовый бюст А.П.Чехова.

Окрестности Звенигорода

Окрестности Звенигорода часто называют «русской Швейцарией» за неповторимый колорит местных пейзажей, очаровательную нежность окрестной природы и шарм настоящей русской провинции.

Усадьба Олсуфьевых- Ершово расположена в двух километрах от Саввино-Сторожевского монастыря. В ее облике прекрасно сохранился дом, построенный в стиле ампир, пейзажный парк, фигурные пруды. В настоящее время на территории усадьбы функционирует дом отдыха «Ершово», в котором в летнее время работает лодочная станция.

В деревне Дютьково расположен небольшой музей с удивительной коллекцией репродукций всех картин, написанных в этой местности, художником И.И. Левитаном. В разное время здесь жили и работали А.Толстой, В.Вересаев, М.Горкький, С.Танеев. Композитор Танеев, жил в деревенском доме, который сохранился до наших дней, с 1906 по 1915 со своей старой няней Пелагеей Васильевной Чижовой. В Дютьково он написал увертюру к опере «Ористея», симфонию Ре-Минор, романсы «Узник» и «Бьется неспокойное сердце», основал бесплатный класс для студентов Московской консерватории, которые часто сюда приезжали к нему в гости. В 1915 композитор простудился на похоронах своего ученика композитора А.Н.Скрябина и умер. Все деревенские жители вышли проводить его в последний путь. На доме, где жил композитор Танеев установили мемориальную доску, а самой деревне есть художественный музей, в котором можно прослушать его музыку.

Заявка на тур

Отправка заявки не является бронированием тура и ни к чему Вас не обязывает.
location_city
store
person
phone
mail
Отправляя заявку на тур, я соглашаюсь с политикой компании ООО «Велл» по обработке моих персональных данных.