Как вирус столетия повлиял на внутренний туризм

Дата публикации:
12.01.2021

В 2020 году вместо привычной Турции или Кипра многим россиянам пришлось открыть для себя новые туристические направления. И одним Адлером не ограничились – список пополнился Байкалом, Алтаем и даже Камчаткой. Все это стало результатом коронавирусного года для туризма. Что поменялось в туристической индустрии и где отдыхать в 2021 году?

Абсолютно точно можно сказать, что за 2020 год туризм потерпел немалые убытки – мировой турпоток упал на 900 млн человек. Как мы знаем, при падении спроса на товары и услуги сокращается и предложение. Индустрия туризма почувствовала на себе все прелести кризиса в этом году как никто другой.

Для наглядности опишем обычную поездку в Турцию. Чтобы выгодно купить пакетный тур в отель по системе «все включено», идти в турагентство надо еще весной, а может и раньше. К этому времени туроператор уже позаботился о предоплате в отели и авиакомпании. Равно как отели начали подготовку к новому сезону – проделали ремонтные работы, наняли необходимый штат сотрудников, заключили договора с автобусными компаниями и поставщиками продуктов.

Такая система работает уже много лет, но в 2020 году случился коронавирус, из-за чего состояние неопределенности повисло в воздухе и не дает туристам планировать свой отпуск сильно заранее – теперь решение об отпуске принимается в последний момент.

Многие представители туристического бизнеса отмечают, что “коронавирусные” ограничения будут сказываться на доходах еще долгое время. По мнению экспертов, полное восстановление туристической отрасли может занять годы, а для открытия границ, возможно, будут введены новые правила и медицинские документы, необходимые для посещения стран, и вполне вероятно, люди долго будут настороженно относиться к вероятности заразиться в поездке.

Очевидно, что вирус никуда не исчезнет, поэтому все население мира рано или поздно будет вынуждено учиться с ним жить. Есть надежда на вакцинацию, но по прогнозам ВОЗ, чтобы распространить вакцину на весь мир, понадобится 3-4 года.

Однако, нельзя сказать, что туризм ждет полный крах. Люди будут продолжать ездить в отпуск, а значит турагентства без работы не останутся, хоть и запросы от туристов немного изменятся. Сейчас стали очень популярны короткие поездки на небольшие расстояния, а также совмещение работы с отпуском. Туристы выбирают места отдыха недалеко от дома, куда можно добраться на автомобиле, и бронируют жилье, в котором предусмотрено рабочее место. При этом, в сегменте делового туризма за 2020 года состоялась всего треть запланированных командировок. Этому есть объяснение – благодаря дистанционному формату работы, люди могут позволить себе путешествовать, не дожидаясь отпуска.

Многие специалисты отмечают, что во второй половине 2020 года вырос спрос на поездки по России по сравнению с тем же периодом годом ранее. Помимо уже популярных Москвы и Санкт-Петербурга, туристы часто отдают предпочтение Петропавловску-Камчатскому и Горно-Алтайску, что указывает на возрастающий интерес к экотуризму. При этом появляется запрос на авторские туры, необычные заповедные места, которые лучше всего смотреть с местными гидами. Есть интерес и к активному отдыху на природе – трекингу, конным походам, велотурам и даже сплавам.

Звучит парадоксально, но 2020 год в России действительно стал годом расцвета внутреннего туризма. Россияне активно открывали новые направления, которые до этого не пользовались высокой популярностью: Дагестан, Алтай, Ингушетию и Калининградскую область.

Эксперты обращают внимание на следующие варианты развития внутреннего туризма. Во-первых, в следующем году будет очень популярен отдых с лечением и оздоровлением. Причем не только на привычных нам курортах Крыма, Краснодарского края и Кав. Мин. Вод, но и в алтайской Белокурихе, Карелии, Башкирии. Во-вторых, у туристов есть запросы на этнический и эзотерический отдых – для очищения души и тела после эпидемии. В-третьих, по-прежнему ценится высокий уровень сервиса.

Вместе с этим, неизбежен и рост цен: ожидается повышение стоимости проживания в среднем на 20%, что позволит владельцам объектов размещений окупить потери 2020 года.

Так как границы все еще закрыты, а надеяться на их скорое открытие не приходится, туристы будут выбирать отечественные курорты, что поможет внутреннему туризму не только заработать на росте спроса, но и показать себя с лучшей стороны, развеять стереотипы и заполучить нужную репутацию на следующие года. Даже к тому времени, когда авиасообщение со всеми странами восстановится.