Как Booking.com отреагирует на штраф 1.3 млн от ФАС
Федеральная антимонопольная служба обязала выплатить штраф в сумме 1`300`000`000 (1,3 млрд) рублей сервис по бронированию отелей Booking.com за недобросовестные методы конуцрентной борьбы и злоупотребления доминирующим положением. По данным РБК, ФАС обосновали это решение навязыванием российским гостиницам невыгодных условий договоров сервисом-агрегатором Букинг.
Тяжба началась с 2019 года с жалобы, поступившей от «Опоры России», в том, что Booking требует от отелей-партнёров предоставлять самые низкие цены на номера только ему. Если же клиент забронирует комнату напрямую, гостиница все равно не сможет обеспечить ему более привлекательное предложение.
Тогда ФАС выдала Букинг.ком предупреждение и потребовала добровольно перестать нарушать закон «О защите конкуренции». Сервис проигнорировал и ФАС антимонопольное дело было возбуждено. Суд признал Booking нарушителем и постановил отказаться от паритета цен1 при работе с российскими объектами размещения.
Букинг также обременили штрафом в размере 1,3 млрд рублей. Его представители не сдаются и будут обжаловать решение.
Сообщается, что головной офис Booking Holdings не считает это дело в России риском для своего бизнеса. По мнению почетного президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько, штраф для компании не критичен с точки зрения кредитоспособности. На 30 июня 2021 года на счетах Booking Holdings было почти $11,3 млрд наличности и ее эквивалентов, а штраф при перерасчете на 26 августа 2021 года по курсу ЦБ составляет $17,6 млн.
Сергей Шпилько также считает, что на российском рынке, возможно, не будет сиюминутных последствий для сервиса, поскольку
задача состоит не в том, чтобы вытеснить Booking.com с рынка, а чтобы создать условия для развития конкуренции и различных цифровых инструментов на российском туристическом рынке.
Немного по теме паритета цен:
После нескольких лет упорной борьбы, возглавляемой международными сетями, отелям-таки удалось взять под контроль ценовое предложение на свой продукт. Именно паритет цен (продажа одной и той же категории номеров по одной цене вне зависимости от канала продаж - собственный сайт, телефонные продажи, продажи через сайты партнеров/посредников и т.д.) решил проблему, с которой столкнулись все гостиницы, когда онлайн агентства (ОТА) могли продавать номера по цене гораздо ниже, чем сам отель. Динамичное ценообразование и использование лучшей цены дня, успешно освоенные гостиничной индустрией, собственно, и обеспечивали этот паритет цен, который с 2003 года считался принятой нормой в индустрии.
Казалось, равновесие найдено. Но не тут-то было. Кто же знал, что всего через несколько лет "монстры" онлайн бронирований опять поменяют ситуацию в свою пользу, и вновь станут диктовать правила игры?
Дело в том, что после череды слияний и поглощений, рынок оказался поделенным практически между двумя основными игроками – Priceline Group (доля на рынке Европы составляет 62%) и Expedia (контролирует около 70% рынка США). Имея достаточно высокую долю на рынке (согласно отчету EUROMONITOR, доля ОТА в расходах на путешествия за 2013 год составила 45%), онлайн агентства опять получили все карты в руки.
Укрупнившиеся онлайн агентства вновь диктуют отелям условия "сотрудничества" – ведь помимо огромных бюджетов на рекламу и оптимизацию поиска, они контролируют не только листинг отелей (последовательность, в которой потребитель видит список на своем экране), но и размер комиссионного вознаграждения и т.д. Бери, что дают или не получишь ничего. Опять отели оказались в "западне".
Получилось, "за что боролись, на то и напоролись".
Началась борьба за отмену этого самого паритета, который в современных условиях играет против отелей, и возвращение гостиницам права самостоятельно определять кому и по какой цене продавать свои номера. Европа, где монополии не пользуются успехом, пытается с помощью законодательных актов навести порядок.
Интересно, как будут разворачиваться события в России, будет ли отменен паритет цен (как в Европе), и кто от этого выиграет?