+100 млн ₽ на борьбу с последствиями экологической катастрофы
Правительство выделило дополнительно 100 млн рублей на очистку прибрежных зон от мазута, попавшего в воду в результате крушения двух танкеров в декабре 2023 года. Инцидент произошел во время сильного шторма: суда «Волгонефть-239» и «Тамань-нефть», перевозившие около 20 тысяч тонн мазута, столкнулись из-за ошибки навигации. Возникли повреждения корпусов. В результате в акваторию вылилось более 3,5 тысяч тонн нефтепродуктов, что привело к масштабному загрязнению моря и побережья. Пятно растянулось на 80 км², затронув места нереста рыбы, миграционные пути птиц и популярные пляжи Крыма и Краснодарского края.
Выделенные средства направлены Росморречфлоту на закупку 20 тысяч метров боновых заграждений и 30 тонн биоразлагаемого сорбента для нейтрализации мазута. Ранее на ликвидацию последствий аварии, включая сбор загрязненного песка и восстановление экосистемы, уже было потрачено 1,5 млрд рублей.
Специалисты продолжают сложные операции по устранению ущерба. На месте работают более 500 человек и 40 единиц техники. Завершается демонтаж кормовой части «Волгонефть-239» — ее планируют отбуксировать на судоремонтный завод для утилизации. Второе судно, получившее пробоину, удалось стабилизировать, но риск новых утечек сохраняется. Параллельно водолазы очищают дно от залежей мазута, а экологи ежедневно берут пробы воды, фиксируя снижение концентрации вредных веществ.
Координацией занимается специальный штаб под руководством вице-премьера Виталия Савельева. По его словам, основные работы планируется завершить к июню, однако полное восстановление морской флоры и фауны займет годы.
На фоне катастрофы возникли вопросы к организации туристического сезона. Роспотребнадзор перенес сроки предоставления заключения о безопасности пляжей Анапы и Керчи, запросив дополнительные данные. Власти Крыма и Сочи надеются, что к лету основные последствия удастся минимизировать, однако экологи предупреждают: даже после очистки мазут может накапливаться в донных отложениях, угрожая биоразнообразию региона.
И всё же билеты на юг продаются бойко
Несмотря на экологические проблемы, связанные с разливом мазута, билеты на летние поезда в Анапу расходятся за два часа. Составы точно не останутся пустыми. Федеральная пассажирская компания начала продажу билетов на южные направления: с 03 марта уже можно купить билеты с выездом на 31 мая. Таким образом поезда прибывают в Краснодарский край уже 1 июня, а на билеты с выездом на июнь доступны для бронирования уже с 04-03-2025. Журналисты, анализируя спрос, обратили внимание на отсутствие массовых жалоб на молниеносное исчезновение билетов, характерное для прошлых лет.
Частично это объясняется ситуацией в Анапе, где Роспотребнадзор пока не дал окончательного заключения о безопасности пляжей. Тем не менее, поезда в город быстро заполняются. Например, через два часа после старта продаж в самом быстром составе на 31 мая оставалось всего 5 мест в купе и 2 в СВ. В трёх из шести поездов нижние полки были раскуплены, оставались лишь верхние и боковые места.
Жители Санкт-Петербурга проявляют меньший интерес к Анапе, предпочитая Сочи. В составе «Северная Пальмира», доступном сегодня, свободны только 9 мест СВ. На поезда с отправлением на сутки позже билеты есть, но их берут неактивно.
На московском направлении в Сочи в пяти из девяти ежедневных рейсов остались единичные места. Наибольшим спросом пользуется двухэтажный поезд №104 (23 часа в пути), где сейчас доступно 5 мест в купе.
В ближайшие дни станет ясно, удалось ли РЖД устранить технические сбои, из-за которых в прошлом году сайт зависал при старте продаж. Снижение ажиотажа вокруг Анапы, возможно, поможет избежать повторения подобных проблем.