Роспотребнадзор встает на защиту российских туристов
Роспотребнадзор предложил ввести контроль над онлайн турагентствами, интернет-магазинами и многочисленными сегодня «реализаторами» авиабилетов, круизов и отелей. В случае выявления нарушений недобросовестные субъекты будут закрыты. Осуществляться это будет аналогично приостановке работы обычных магазинов.
Эксперты туррынка уже выразили свое положительное отношение к предлагаемым мерам. Но они не уверены, что это будет достаточным для уменьшения серого и мошеннического сегмента «реализаторов». Первое, чем обеспокоено контролирующее ведомство, это факт отсутствия в законе о защите прав потребителей статей под которые подпадали бы интернет-ритейлеры, которые фактически не являются продавцами, но при этом напрямую получают деньги от покупателей. Инициатива Роспотребнадзора включает в себя дополнение закона «О защите прав потребителей» определением поставщика (будь то организация или индивидуальный предприниматель), владеющего сайтом с информацией о реализуемых товарах, где потребители могут изъявить желание о заключении договора купли-продажи. Согласно требованиям Роспотребнадзора продавцы обязаны будут публиковать адрес компании и режим ее работы. А так же на сайте потребителю должна будет предоставляться полная информация о товаре (место его изготовления, а так же срок годности), условия покупки товара, его гарантийный срок и цена. Под данную инициативу подпадают и многочисленные интернет-сайты (как российские, так и иностранного базирования), реализующие различные (нередко низкого качества) туристические услуги. Сегодня найти этих откровенных мошенников невозможно. Дело усложняется еще больше, если они базируются заграницей.
По словам Дмитрия Горина, руководителя транспортной комиссии «АТОР», при выборе авиабилетов или иного турпродукта интернет-потребитель пользуется лишь одним критерием – ценой. При этом надежность поставщика услуги часто не проверяется. Туристический рынок нашей страны полон сайтов, предлагающих туристу соблюсти все формальности и предоставляющих договор на услуги. Но часто в этом договоре прописано, что все возникшие претензии будут рассматриваться в суде той страны, в юрисдикции которой находится поставщик. В лучшем случае это может быть Италия, Великобритания или же Греция. Но чаще всего это Украина или оффшорные острова.
В комментариях исполнительного директора круизного туроператора «Атлантис Лайн» Алексея Цыганова говорится, что проблема с «серым» интернет-сегментом уже не раз поднималась как в Госдуме, так и в контролирующих организациях. Подобные сайты работают в разрез со статьями отраслевого закона, оказывают услуги без реестра и без регистрации, не предоставляют клиентам никаких финансовых гарантий. При этом в случае сбоя, которых не мало в туристическом бизнесе, клиенту не будет оказана никакая поддержка. К тому же, нарушая российское законодательство и составляя недобросовестную конкуренцию честным туроператорам, они наносят сильный удар имиджу всего туристического рынка России. Дабы сделать его более цивилизованным и безопасность российского туриста официальный турбизнес поддержит новую меру и окажет чиновникам свое содействие.
Увы, эксперты уверены, что меры, предлагаемые Роспотребназдором, могут быть не эффективны. Предложение контролирующего ведомства указывать физическое расположение, а также адрес и телефон реализатора в современных условиях очень легко обойти. Даже у «серой» конторы есть возможность снять себе офис и организовать колл-центр. По мнению Алексея Цыганова действия Роспотребнадзора будут более эффективны, если выполняться они будут в партнерстве с Роскомнадзором с учетом закона о персональных данных.