Зрелища дают хлеб
В первую очередь туристы вернулись – и в большом количестве – на знаменитое черноморское побережье. Но чем дальше, тем, как выясняется, большей популярностью пользуются неброские и крохотные города российской провинции.
Аксиома, что кризис – это не только беда, но и возможность, становится особенно убедительной на примере многострадальной русской провинции. Даже заштатные, депрессивные городки получают шанс – для чего не требуются ни федеральные деньги, ни какие-то особые льготы. Требуется только кризис – и умение дружить с головой.
Система распределения бюджетных доходов такова, что большинству муниципалитетов едва хватает денег на покрытие самых необходимых расходов – все налоги уходят в основном на федеральный и региональный уровень. И если до кризиса муниципалитеты могли надеяться на остатки от нефтяного дождя, то теперь – только на себя.
Но разве этого мало?
Тот самый кризис – то есть, в частности, рост курса иностранных валют – заставил россиян обратить внимание на путешествия по собственной стране. Согласно последней статистике, отдохнуть за рубежом прошедшим летом удалось только семи процентам граждан страны. Конечно, больше всего этому радовались раскрученные отечественные курорты, отхватившие главный приз. Ведь в первую очередь туристы вернулись – и в большом количестве – на знаменитое черноморское побережье. Но чем дальше, тем, как выясняется, большей популярностью пользуются неброские и крохотные города российской провинции. По крайней мере, те из них, в которых грамотное муниципальное управление сочетается с изобретательностью по части методов привлечения туристического потока.
Яркий пример – Великий Устюг, маленький городок с богатой историей. Здесь можно увидеть старейший завод «Северная чернь», где до сих пор производят разнообразные сувениры из серебра с особым чернением. Украшения, сделанные на этом предприятии, в свое время носили не только подданные российского царя, но и за границей. Однако до поры до времени желающих поехать на край Русского Севера не находилось. Пока в 1999 году – опять-таки разгар кризиса! – россияне не узнали, что Великий Устюг – это еще и родина Деда Мороза. Это кардинально преобразило город. Уже спустя три года после начала проекта поток туристов вырос в 18 раз – с 2 тыс. до 32 тыс. человек.
Когда-то здесь было всего две гостиницы, теперь их 36. В городок стали ходить специальные туристические поезда, а для местного аэропорта нашлись средства для реконструкции. За 17 лет в проект было вложено около 2 млрд рублей, причем половина – частные средства. Чиновники готовятся к дальнейшему росту турпотока – в планах построить новый дворец Деда Мороза, который сможет вмещать в три раза больше гостей.
Допустим, Устюгу повезло. Но вот Мышкин, который находится в 250 км от Москвы, в удалении от всех дорог – он, казалось бы, вообще не имел ни шанса стать туристическим местом. Все изменил открытый здесь единственный в мире музей мыши. Теперь к пристани города подходят по несколько туристических теплоходов в день, на площади городка проходят всевозможные фестивали. Музей спас местную типографию, которая стала получать заказы на рекламные буклеты. Уже в 1999 году музей заработал 50 млн рублей. Теперь он стал одним из главных источников пополнения казны города.
Не менее примечателен пример крохотного ярославского села Кукобой, власти которого рискнули – и с нуля создали легенду о местной жительнице Бабе-яге. Теперь еженедельно по средам в этом селе гостей принимает настоящая Баба-яга. Туристы приносят в казну Кукобоя миллионы рублей ежегодно.
И вот, наконец, в прошлом – опять-таки кризисном – году неожиданно выстрелил маленький прибалтийский городок Зеленоградск. Он стал пятым по популярности местом отдыха у россиян по количеству броней апартаментов и отелей на срок более недели на протяжении всего 2015 года. Впереди только главные конкуренты – те самые теплые морские курорты Сочи, Анапа, Ялта и Геленджик.
Источник: деловая газета «Взгляд»